Об использовании радиосвязи на бездорожье можно писать тома или просто до хрипоты спорить о преимуществах диапазонов и аппаратуры. Вот, к примеру, чем хороши маломощные портативные станции диапазонов 433 и 446 МГц (так называемые LPD и PMR)? Да хотя бы тем, что согласно постановлению правительства РФ № 476 от 25 июля 2007 года для их использования не требуется разрешения. Просто покупай и общайся. А это, согласитесь, огромный плюс. Особенно в нашей стране, где радиоэфир традиционно считался делом государственной важности и соответственно был вотчиной армии и спецслужб. Но остаются вопросы: во-первых, что, собственно, могут такие безлицензионные станции, а во-вторых, какие из них лучше?
Изучая рынок портативных LPDи PMR-радиостанций, мы едва не запутались. Число производителей и моделей оказалось так велико, что пришлось ввести жесткие ограничения. Первым делом мы отмели профессиональные «однокнопочные» модели, в которых все, включая рабочую частоту, прошивается с компьютера. Необходимость постоянно возить с собой ноутбук со специальной программой и подключать к нему рацию только ради того, чтобы иметь возможность банально сменить канал, для большинства любителей офф-роуда полностью перечеркивает любые достоинства таких трансиверов. С другой стороны, из числа потенциальных кандидатов мы вычеркнули и откровенно игрушечные аппараты. Также от ворот поворот был дан «неизвестным солдатам», то есть моделям, продающимся на радиорынках под известными марками вроде Sony или Motorola, но…не значащимся в официальных каталогах этих фирм.
Есть ли разница?
Результатом нашего предварительного выбора стало восемь комплектов радиостанций в обоих исследуемых диапазонах. Выбранные LPD- и PMR-трансиверы – либо единственные, либо занимающие верхние строчки в модельной иерархиифирм-производителей. Разумеется, они не исчерпывают весь диапазон интересующих нас средств связи, но дают достаточно четкое представление о различии типов аппаратуры. Выбирая модели для теста, мы принципиально не стали разделять станции LPD и PMR. В сущности для потребителя нет разницы между диапазонами 433 и 446 МГц, особенно когда «портативки» покупают сразу на всю компанию. И если не брать в расчет случаи, когда кто-то новый вливается в коллектив с уже сложившимся радиодиапазоном, то оба типа станций оказываются в равной степени конкурентоспособны.
К тому же на рынке существует некоторое количество трансиверов, работающих сразу в обоих диапазонах, и со временем таких «портативок» становится все больше. Основная разница между диапазонами состоит в том, что в LPD «помещается» 69 каналов, тогда как в PMR всего 8. Зато эфир в «446-м» диапазоне несколько менее загружен из-за того, что такая аппаратура в нашей стране появилась позже и в меньшем количестве. К тому же разрешенная мощность PMRстанций существенно выше. Дело в том, что упомянутое постановление правительства РФ указывает не только частоты, но и максимальную мощность не требующей разрешения аппаратуры. Для LPD это 10 милливатт, а для PMR уже 500 милливатт. Но, забегая вперед, скажу, что большинство передатчиков в обоих диапазонах искусственно «зажаты» под эти требования и на практике способны выдавать гораздо большую мощность.
От каждого по способностям
Несмотря на различия в оформлении, большая часть тестируемых радиостанций похожа как функционально, так и внешне. Размеры, вес, длина антенны варьируют в небольших пределах. Великоват и тяжеловат только Alan 450 – самый крупный аппарат из тестируемых. Да и то не настолько, чтобы это превратилось в явный минус.
Что касается особенностей управления и использования, то тут не все однозначно. Так, самый удобный способ переключения каналов – это полноценная клавиатура, как у JJ-connect, позволяющая быстро набирать любой номер канала. Кроме того, эта рация позволяет последовательно перебирать каналы с помощью крутящейся ручки, что тоже довольно удобно. Аналогичная «крутилка» заведует частотами и у Skycom. Но при этом большая клавиатура этой радиостанции для быстрого переключения не годится, да и вообще чаще всего бесполезна, так как предназначена для обеспечения селективных вызовов в режиме двухчастотного тонального кодирования DTMF. У остальных станций каналы перебираются кнопками «вверх» и «вниз». Причем у всех, кроме Icom и TTI, для этого требуется заходить в меню.
С другой стороны, управление различными дополнительными функциями через кнопку «меню», которую надо нажимать несколько раз, пока не «долистаешь» до нужной регулировки, – наиболее простой, логичный, интуитивно понятный и не требующий запоминания способ. Он особенно хорош для тех, кто пользуется радиосвязью лишь изредка. Тогда как не поддающийся логическому пониманию запутанный алгоритм управления дополнительными настройками Sky-com требует запоминания и регулярного повторения. Чуть проще, но ненамного удобнее алгоритм управления JJ-connect. Еще проще, но все еще требующий напряжения памяти – у Icom. В TTI уже почти все понятно на интуитивном уровне, а про остальные модели мы уже упомянули в начале абзаца.
Регулировка шумодава присутствует у всех трансиверов, кроме Voxtel, где его уровень отстраивается автоматически, но отдельной ручки для этой регулировки нет ни у одной из станций: везде приходится это делать через меню, что неудобно. А вот громкость регулируется легко – вращающейся ручкой, совмещенной с выключателем. Так происходит у всех тестируемых моделей, кроме Icom (тут отдельная кнопка включения) и «Совы» (обе функции отданы трем отдельным кнопкам). Последний вариант наименее предпочтителен, особенно с учетом маленьких кнопок этой радиостанции. Эти кнопки откровенно неудобны, однако еще менее удобная клавиатура, особенно при работе в перчатках, у JJсonnect. А вот Icomпо эргономике кнопок – лидер. Впрочем, к нему довольно близки Alan и Midland, да и у других моделей кнопки тоже особых неудобств не вызывают, хотя везде их расположение совершенно разное.
Автомобильные хитрости
Портативные рации подразумевают в первую очередь «пешее» использование. Поэтому приспособленность их к автомобильной жизни добавляет немало очков в нашем соперничестве. И важнейший пункт здесь – возможность зарядки от бортовой сети. Увы, но здесь половина испытуемых сразу же терпит фиаско. Возможность подключиться через шнур прямо к прикуривателю есть только у Icom и Sky-com. Midland и «Сова» позволяют подключить к 12-вольтовому источнику «стакан» зарядного устройства, что уже не так удобно. Впрочем, у остальных нет даже такой возможности, лишь для Voxtel шансом последней надежды остаются батарейки АА. Кстати, у Icom,Midland, Sky-comи «Совы» возможность использования батареек также предусмотрена, но к Sky-com для этого надо дополнительно приобретать специальный батарейный блок. И вот еще какой момент. Когда руки заняты рулем или лебедкой, очень полезна гарнитура. У всех испытуемых возможности для подключения есть, но в большинстве случаев приобретать ее нужно отдельно: в комплекте она идет только с Midland и Voxtel. При этом функция активации передачи голосом присутствует у всех аппаратов, кроме JJ-connect, но у Icom она включается только при наличии гарнитуры.
Еще один жирный автомобильный плюс получили трансиверы со съемной антенной. Эта особенность позволяет подключить «портативку» к внешней антенне на крыше автомобиля, тем самым в несколько раз повышая дальность действия станции. Таковых у нас набралось пять: «Сова», Alan, JJ-сonnect, Sky-com и TTI. Но при этом в Alan применен нестандартный разъем, что потребует поиска специального переходника для подключения к внешней антенне
И, наконец, где разместить портативную рацию в машине, чтобы она была легко доступна, но при этом не летала по всему салону? Специальных автомобильных креплений ни у одной из станций в комплекте нет. А значит, придется использовать под рацию держатель для мобильника (из-за большей, чем у современных телефонов, ширины и толщины корпуса для трансиверов подойдет не любая модель). Либо цеплять станцию к чему-нибудь с помощью штатной клипсы. Таковая имеется у всех моделей за исключением TTI (в последнем случае вместо клипсы имеется ушко для шнурка), но открывается она на разную ширину. Из-за этого «Сову», Icom и Voxtel удалось прицепить только лишь на противосолнечный козырек.
Дополнительные функции и возможности тестируемых радиостанций | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Сова» | Alan | Icom | JJ-сonnect | Midland | Sky-com | TTI | Voxtel | |
Тональные коды | 38 | 38 | 38 | 50 | 38 | 39 | 50 | 38 |
Цифровые коды | - | 83 | - | - | 83 | 83+DTMF | 104 | - |
Активация передачи голосом | + | + | с гарнитурой | - | + | + | + | + |
Сканер | + | + | + | управляемый | + | управляемый | управляемый | + |
Двухчастотный прием | + | + | - | - | - | - | + | + |
Отключение шумоподавителя | + | + | + | + | + | + | + | + |
Регулировка шумоподавителя | + | + | + | + | + | + | + | - |
Маскиратор речи | - | + | + | - | - | - | - | - |
Информация об абонентах в зоне сигнала | - | + | + | - | - | - | - | - |
Индикация частоты | - | - | - | + | - | + | - | - |
Программирование каналов | - | - | - | + | - | + | - | - |
Приоритетные каналы | + | - | - | быстрый набор | - | - | + | - |
Зарядка от 12 В | + | - | + | - | + | + | - | - |
Питание от стандартных батарей | 4ААА | - | 3АА | - | 4АА | 5АА | - | 4ААА |
Съемная антенна | + | + | - | + | - | + | + | - |
Лабораторные опыты
Чтобы получить информацию о мощности сигнала, чувствительности приемника и потребляемых токах, мы обратились в частную мастерскую, специализирующуюся на ремонте и настройке аппаратуры для любительской и профессиональной радиосвязи. Одним из наиболее интересных результатов этого исследования стало определение возможного «разгона» наших подопытных. Итак, самый мощный передатчик оказался у Alan – он способен выдавать 5,5 Вт. Чуть меньше, по 5 Вт, излучают Midland, Skycom и TTI. JJ-connect способен выдать 4 Вт. Три оставшиеся радиостанции на порядок слабее – передатчик «Совы» рассчитан только на 0,6 Вт, а Icom и Voxtel и вовсе не поддаются «раскрытию»: ровно 0,5 Вт. Очевидно, до тех же 0,5 Вт можно «раскрыть» и LPD-версию Icom 4088. Впрочем, не будем пускаться в предположения, а обратимся к достоверным фактам. У «раскрытых» JJ-connect,Midland, Sky-comи TTI имеются промежуточные уровни мощности передатчика, причем у Midland их даже два. Сделано это из соображений более гибкого управления сигналом для увеличения автономности работы. Дело в том, что выходная мощность напрямую связана с энергопотреблением радиостанции в режиме передачи – наименее экономичном, а потому определяющем длительность работы во время долгих переговоров.
Если говорить об экономичности, а точнее – об автономности работы на одной зарядке аккумуляторов, то тут вне конкуренции оказался Icom. По этому показателю «японец» – настоящий шедевр радиоинженерной мысли. Путем несложных вычислений, в процессе которых мы сопоставили потребление тока в различных режимах и емкость аккумулятора, было установлено, что Icom обошел преследователей почти в два раза при любом графике разговоров. Вслед за ним по времени работы идут «Сова», Sky-com и JJ-connect. Причем в режиме ожидания Sky-comуверенно занимает второе место в абсолюте. Замыкают список TTI, Alan, Midland и Voxtel. Но имейте в виду: распределение мест в этой номинации будет зависеть от режимов работы станций.
Замер чувствительности приемников показал, что лучший по этому показателю – JJ-connect, способный принять сигнал на уровне 0,14 мкВ. На втором месте…все остальные с чувствительностью 0,2 мкВ. Впрочем, у любого трансивера есть еще одна не менее важная характеристика – акустическая разборчивость, которая никак не зависит от чувствительности. А главное, она не поддается лабораторному измерению – ее можно оценить только на слух в полевых условиях. Равным образом и дальность распространения сигнала зависит не только от выходной мощности передатчика, но и от его согласованности с антенной. И это лишь при прочих равных условиях распространения радиоволн в эфире. А потому – «все в сад»… Будем мерить эффективную дальность связи в реальных условиях.
Максимальная мощность выходного сигнала, Вт LPD/PMR (замеры ORD) | ||
---|---|---|
Промежуточное раскрытие | Полное раскрытие | |
«Сова» | 0,6 | |
Alan | 5,5 | |
Icom | 0,5 | |
JJ-connect | 1/1,5 | 4 |
Midland | 0,1/2,2 | 5 |
Sky-com | 0,4/0, | 5 |
TTI | 0,03 | 5 |
Voxtel | 0,5 |
В эфире Пушкин, Лермонтов, Крылов...
Именно полевые замеры дальности связи заняли в нашем тесте наибольшее время и отняли максимум сил. Дело в том, что окружающее пространство довольно сильно влияет на распространение 400–500-мегагерцевых радиоволн. Местные географические условия и погода могут изменять дальность прохождения сигнала в несколько раз. А потому нам пришлось провести сотни замеров в разных ситуациях, чтобы выявить даже не столько победителей в нашей восьмерке, сколько эффективность «портативок» как таковых в разнообразных режимах эксплуатации.
Замеряя дальность связи на местности, мы не гнались за рекордами и абсолютными показателями. А потому под предельной дальностью мы подразумеваем расстояние, на котором остается возможен длительный разборчивый и осмысленный диалог между абонентами. Технология была максимально простой и приближенной к реальной жизни. То есть один абонент оставался на месте, в то время как другой отдалялся от него, контролируя расстояние с помощью GPS. В пути шел постоянный радиообмен между двумя одинаковыми моделями станций.
Адекватно оценить степень разборчивости радиотекста помогали… Пушкин, Лермонтов, Крылов, Блок, Есенин, Чуковский, Высоцкий и другие русские поэты. Поочередное чтение знакомых с детства стихов в эфире было хорошо тем, что «на другом конце» дословно знали, что именно должно звучать в эфире. Как только лирика тонула в посторонних шумах, или слова превращались в кашу, или возникали слуховые обманы, или эфирные провалы настолько расчленяли текст, что напрочь терялась смысловая нить, мы заносили расстояние в таблицу и повторяли опыт в другом мощностном режиме или с другой радиостанцией. Чтобы исключить влияние случайных факторов, опыты с каждой станцией повторялись на одном и том же месте несколько раз, и затем выводились средние цифры. Дело в том, что даже на четко зафиксированном отрезке пути граница распространения волн не постоянна – она все время «гуляет» в зависимости от природно-погодных факторов.
Потребление тока, мА (ориентировочное время работы, ч) в различных режимах* (замеры ORD) | |||
---|---|---|---|
Покой | Прием | Передача | |
«Сова» | 20 (37,5) | 130 (5,8) | 400 (1,9) |
Alan | 60 (18,3) | 160 (6,9) | 1500 (0,7) |
Icom | 10 (150) | 100 (15) | 260 (5,8) |
JJ-connec | 35 (37,1) | 270 (4,8) | 760 (1,7)/1200 (1,1) |
Midland | 20 (35) | 250 (2,8) | 200 (3,5)/800 (0,9)/1260 (0,6) |
Sky-com | 15 (80 | 250 (4,8) | 400 (3)/1500 (0,8) |
TTI | 40 (25) | 160 (6,3) | 200 (5)/2000 (0,5) |
Voxtel | 20 (30) | 200 (3) | 370 (1,6) |
* Режим приема – при максимальной громкости, режим передачи – на промежуточной/максимальной мощности.
Дальность портативной радиосвязи
Итак, первым делом подтвердилось наше предположение, что заявленная в иных рекламных проспектах дальность «портативной» радиосвязи в 10 км и более если и не лукавство, то может быть получена только в идеальных условиях. То есть на абсолютно ровной поверхности без каких-либо выступающих предметов. Например, над открытым простором большой воды, желательно с высокого берега. А вот зимой или летом – это уже не принципиально. Впрочем, в отличие от яхтсменов и любителей подледного лова любители езды по бездорожью в таких образцово-радиопрозрачных условиях «обитают» довольно редко. И именно поэтому гораздо большую практическую ценность для нас имеют замеры на суше.
Скажу сразу: как ни старались, устойчивой связи на расстоянии больше пяти километров в условиях Среднерусской равнины добиться нам не удалось. Причина в том, что даже на вроде бы открытых пространствах здесь всегда есть что-то, поглощающее часть радиоволн. Перелески, изгибы рельефа, населенные пункты... Кроме того, на ограничение дальности влияет и состояние атмосферы. Например, повышенная влажность, а особенно осадки, заметно снижают предельное расстояние связи. По этой причине в хороший летний дождь оно легко может упасть в два раза. А вот принципиальной разницы между зимними и летними условиями мы не заметили. Разве что летом чаще бывает благоприятная для радиоволн ясная и сухая погода.
Что же касается уже упоминавшейся мощности выходного сигнала, то она тем сильнее влияет на абсолютную дальность, чем «радиопрозрачнее» условия. Так, в густом лесу разница между 0,5ваттными и 5-ваттными станциями составляет до 900 м, тогда как на открытой местности – почти 2 км. Однако коэффициент относительного соотношения дальностей при этом сохраняется. А если быть совсем уж дотошным, то он даже падает, но настолько незначительно, что этим можно пренебречь. Правда, есть одно небольшое, но важное исключение: в «зажатом» режиме ограниченный десятью милливаттами сигнал LPD-станций настолько слаб, что…внешние условия на него практически не влияют. Поле дальности связи ограничивается пятью сотнями метров, а в лесу и между машинами и того меньше – менее двухсот. Таким образом, говорить о различиях «зажатых» LPD-станций просто не имеет смысла, поскольку практическая польза от такого режима связи крайне невысока. Разве что в лагере соревнований друг друга найти или пообщаться со штурманом, промеряющим глубину ближайшей лужи.
В отличие от LPD, «нераскрытые» PMR-передатчики уже имеют ощутимую практическую ценность. Их мощности достаточно как для движения в колонне по шоссе (если никто не отстает более чем на 2 км), так и для разведки местности в лесу (на расстоянии до километра). Причем, как показывает практика трофирейдов и экспедиций, такой «дальнобойности» хватает во многих случаях. Многих, но, конечно, далеко не во всех…
Как несложно догадаться, все наши радиостанции показали наибольшую дальность в режимах максимальной мощности передатчика. А в том, что победителем в тестах на дальность у нас станет Alan – самый мощный трансивер из всех, – мы не сомневались с самого начала.
Но не все просто: этот трансивер разделил первое место с еще двумя, мощность которых ниже на полватта! То есть аналогичную «дальнобойность» показали Sky-com и TTI.
Причем в определенных условиях они даже обошли фаворита. Первый – в лесу, второй – на открытой местности. А вот Midland, способный развить ту же мощность (5 Вт) и равный лидерам по дальности связи между автомобилями, на свежем воздухе сдал свои позиции, а потому занял здесь лишь второе место. Ту же дальность в автомобильном режиме обеспечивает и 4-ваттный JJ-connect. Столь высокий результат, вероятно, связан с более чувствительным приемником этой станции, что подтвердил и наш лесной тест. Однако на свежем воздухе речь начинает тонуть в эфирном шуме и становится неразборчивой задолго до того момента, когда станция перестает ловить сигнал. А потому – третье место с минимальным отрывом. Три оставшиеся радиостанции с передатчиками существенно меньшей мощности делят между собой четвертое место с практически идентичными результатами.
Краш-тест на радиоволне...
Логическим завершением теста на внедорожную пригодность стали испытания прочности и защищенности раций в различных неблагоприятных условиях. За основу программы испытаний мы взяли методику, уже опробованную нами на сотовых телефонах (см.: «Страдания молодого Авеля». ORD. 2006. №7–8). Но если для защищенных мобильников краш-тест был гвоздем программы, и нам фактически предстояло найти пределы прочности аппаратов, то здесь мы скорее устроили зачет на разумную живучесть.
Как и ожидалось, испытания термической стойкости не принесли никаких сюрпризов. И из морозильной камеры домашнего холодильника, и из-под лобового стекла выставленной на солнцепек машины после 12-часового пребывания аппараты вышли без потерь. Следующим этапом было погружение в песок. Предположим, что на «покатушке» в карьере рация выпала из рук, и ее быстренько засыпали. Или затоптали…Увы, шанс быть найденной в этом случае у нее очень невысок. Даже если громкость была включена на максимум, попытка «докричаться» и найти станцию по раздающемуся из глубин голосу будет удачной, только если пропажа находится совсем рядом и лежит динамиком вверх, да и то не всегда. Писк вызывного сигнала помогает чуть лучше, но, увы, не радикально.
Так, из-под сантиметрового слоя песка дальше всего слышно TTI – в радиусе трех метров. В радиусе двух метров можно услышать Alan, JJ-connect и Skycom. На полтора метра разносит подземные звуки Icom, еще меньше – Midland. А вот «Сову» и Voxtel можно услышать, лишь находясь непосредственно над местом «захоронения». А теперь о «пескостойкости». Большинству аппаратов сухая «ванна» не принесла ни малейшего вреда. А то, что у «Совы», Icom и TTI забилась сетка динамика и от этого упала громкость, – не в счет. Тем более что все при-шло в норму после чистки.
После принятия песочных ванн непредсказуемым образом повели себя лишь два трансивера. У Midland перестала нажиматься кнопка передачи. Потом она заработала, но через раз, а в конце концов нажатие на нее стало приводить к «системному глюку» – вместо передачи сигнала начинал моргать дисплей всеми своими символами. Еще удивительнее заработал Voxtel. Выкопанный, он поначалу «ожил», как ни в чем не бывало (разве что немного снизилась громкость). Но при этом у него стали западать при нажатии кнопки управления на лицевой панели. После того, как все они запали, Voxtel тихо «умер». Сначала у него до нуля затух звук, а после выключения рация больше не включилась, лишь высветила надпись ON на экране.
Когда обе рации разобрали, внутри обнаружилось немало песка, причем в корпусеMidland его было больше. После того, как песок вычистили из-под уплотнения кнопки передачи и смахнули кисточкой с платы, эта радиостанция ожила. У Voxtel случай оказался более тяжелым. Чистка не помогла. Даже кнопки не вернулись в исходное состояние: песчинки наделали задиров на боковых поверхностях. Они-то и удерживали их в утопленном состоянии.
Чтобы оценить пагубное влияние дорожной пыли, которая по своей сути – тот же песок, но более мелкий и способный висеть в воздухе, забиваясь во все щели, пришлось на сухой укатанной грунтовке полностью замести аппараты. Тем самым мы просто ускорили естественный процесс, происходящий при езде по проселкам. Как и следовало ожидать, пыль забила решетки динамиков, понизив громкость у всех раций, но довольно легко вычистилась оттуда.
Внутрь корпуса пыль не попала только у Alan и TTI. У остальных она присутствовала. Но лишь у Voxtel и особенно Midland пыли было по-настоящему много. Впрочем, она оказалась менее пагубной, чем песок. Злополучная кнопка передачи в этот раз почти не барахлила – лишь изредка не происходило вызова при ее нажатии. А у Voxtel, уже второго (и последнего) в нашем комплекте, тоже начали западать кнопки. Дожидаться новой «смерти» аппарата мы не стали и просто, почистив, отложили эту модель в сторону. Все ясно: Voxtel с дальнейших испытаний можно снимать. Впрочем, для чистоты эксперимента мы еще подвергнем нерабочий экземпляр остальным тестам, чтобы по косвенным признакам оценить стойкость этого аппарата. Уже в чисто познавательных целях.
Погрузив трансиверы в полужидкую грязь торфяной колеи, мы опасались, что это испытание станет последним для большинства. Выждали 20 минут, рассудив, что за это время упавшую рацию или найдут, или просто прекратят поиски. И что же? После того, как станции достали и оттерли от грязи, они включились и заработали, но опять у всех немного упала громкость из-за забившихся динамиков. Очевидно, по той же причине у JJ-сonnect в звуке появилось дребезжание, а у Sky-com немного поднялся уровеньшума. Лишь Midland было слышно совсем уж плохо и неразборчиво. Кроме того, у него начали западать кнопки, примерно через два раза на третий отказывала передача, а затем и вовсе отключился звук.
И тут вдруг удивил Sky-com: по внутренней стороне закрывающего дисплей стекла…полз муравей! Помните бородатый анекдот про кошку и герметичность?.. Так вот, тут было почти то же самое! Предполагая увидеть внутри станции торфяные залежи или хотя бы влажную грязь на плате, мы разобрали корпус и…удивились еще больше. Там было идеально сухо и чисто, если не брать во внимание торф в разъемах для гарнитуры, который попал туда через плохо прилегающую уплотнительную резинку. Что касается остальных корпусов, то совсем чисто было внутри Alan и TTI, немного грязи присутствовало в батарейных отсеках Icom и JJ-connect, чуть больше – у «Cовы» и «внеконкурсного» Voxtel. При этом у двух последних раций грязь проникла даже в основной отсек, но в незначительном количестве. А вот внутри Midland была самая настоящая грязевая ванна…
После длительной и кропотливой чистки все наши подопытные рации вновь внешне пришли в приличное состояние. Но лишь для того, чтобы подвергнуться новым испытаниям. Наступила очередь падений. В сравнении с телефонами программу немного упростили. Каждая станция перенесла 54 «приземления» (по три на каждую из плоскостей с трех уровней высоты: полметра, метр и полтора). При этом постоянно контролировалась работоспособность трансиверов. Впрочем, для всех тест закончился благополучно. Больше всего мы переживали за выступающие антенны при ударе их о грунт, но даже самый тяжелый, Alan, не получил повреждений.
Зато Midland вновь подтвердил свою репутацию. В процессе падений с полутораметровой высоты у него опять на некоторое время «пропала» кнопка передачи. Но зато появился звук! Мало того, «приземления» оказались настолько благотворны для раций, что…оживили Voxtel. Точнее, не совсем оживили. Скорее превратили в зомби: после падения с метровой высоты на любую боковую грань или антенну рация вдруг начинала пролистывать меню, ни на чем не останавливаясь, а полутораметровый «прыжок» запускал встроенный секундомер!
Напоследок остался лишь тест на водостойкость. Но так как, по предварительным оценкам, герметичность ни одного из корпусов объективно не позволяла выдержать сколь-нибудь долгое погружение в тестовую банку, то топить радиостанции мы не стали. Программу ограничили имитацией сильного ливня. Задачей наших радиостанций было выдержать напор воды в течение двух минут. И чтоже? Alan, Icom, Sky-comи TTI справились с ней блестяще. У «Совы» упала громкость, у JJ-connect – тоже, причем вместе с чувствительностью микрофона.
УMidland громкость упала почти до нуля. А затем через какоето время вдруг сам собой включился вибровызов, и станция перестала подавать признаки жизни. Что же до корпуса «убитого» Voxtel, то влагу внутрь он тоже набрал… После этого все станции отправились на срочную просушку. И тут вдруг случилось чудо: как птица феникс, Midland вернулся из камина снова живым. Но все равно это чудесное спасение не избавило его от нашего вердикта: «К бездорожью не годен», как и Voxtel. Что же до остальных шести кандидатов, то все успешно сдали суровый экзамен, причем чуть лучшую стойкость к ударам судьбы продемонстрировали Alan и TTI, чуть худшую – «Сова». В общем, все они применимы на бездорожье, а сам класс портативок LPD и PMR пригоден для решения многих оффроудных задач малой и средней дальности.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ПО ИТОГАМ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСИВЕРОВ | |
---|---|
Sky-com R-706 | Лучший выбор по сумме качеств. Наиболее удобен с точки зрения применения на бездорожье. Серьезный недостаток только один – запутанный и труднозапоминаемый алгоритм управления. Но он не способен перечеркнуть все остальные плюсы |
Alan НР-450 | Очень прочный и надежный двухдиапазонный аппарат с мощным передатчиком. Входит в тройку лидеров по дальности. Однако малая автономность и невозможность питания от бортовой сети автомобиля сужают диапазон возможного применения |
TTI TX-1446LP | Лидер по дальности на открытом воздухе. Очень прочный и неубиваемый аппарат, весьма удобен для «пешего» использования. Основные недостатки: малая автономность и невозможность питания от 12 В |
JJ-connect 9001 Рro | Прочный двухдиапазонный аппарат с удобными настройками и приличной дальностью, которая ограничивается разборчивостью текста. Но при этом он слишком дорог. К тому же отсутствует возможность питания от 12 В |
Icom 4088 SR | Шедевр японской технической мысли. Безусловный лидер по автономности работы. В минусах: невозможность подключения к внешней антенне, ограниченная 0,5 ватта мощность передатчика и очень высокая цена |
«Сова И-5» | Оптимальный выбор в случае, когда цена имеет существенное значение, а дальность связи отодвигается на второй план. Несмотря на то что станция выдержала краш-тест, в реальной эксплуатации требует бережного к себе отношения |
Midland GXT-650 | Трансивер, собранный из… компромиссов. Несмотря на камуфляжную раскраску, совершенно не стоек к превратностям полевой жизни. Отчасти это компенсируется возможностью «раскрытия» до 5 ватт, а также низкой ценой |
Voxtel 850MR | Удивительно низкая цена здесь сочетается с работоспособностью. И это, пожалуй, главный плюс. Таких трансиверов можно накупить в запас. Но все же эта модель больше подходит для применения где-нибудь в помещении |
Отрезок УКВ-частот 430-450 мГц -один из самых популярных в любительской и служебной радиосвязи во всем мире. Его еще называют «семидесятка», так как длина волны здесь близка или равна 70 см. С точки зрения физики этот диапазон лучше всего подходит для городов и горной местности. Ультракороткие радиоволны по своим свойствам напоминают световые лучи: они практически не отражаются от ионосферы, очень незначительно огибают земную поверхность и распространяются в пределах прямой видимости, так что их дальность действия невелика. Но в этом есть и преимущество -станции, находящиеся на большом удалении друг от друга, могут многократно использовать одну и ту же частоту. Еще привлекательнее этот диапазон делают малая чувствительность к помехам природного и промышленного характера и небольшие размеры антенн. Эффективность LPD- и PMR-трансиверов в условиях плотной застройки объясняется, во-первых, тем, что в этом диапазоне в городах низкий уровень помех, что позволяет получить лучшую читаемость слабых сигналов. Во-вторых, длина этих волн сопоставима с размерами арматуры внутри железобетонных конструкций, а потому последние становятся частично прозрачными для радиоволн. В-третьих, часть радиоволн отражается зданиями и сооружениями и создает отраженные пути распространения радиоволн, что в конечном итоге позволяет радиосвязи работать за счет возможности приема множественных отраженных радиоволн. А вот на пересеченной местности и в лесу ситуация иная. Густая растительность и высокая влажность плохо сказываются на дальности связи в 70-сантиметровом диапазоне. Сигнал поглощается листвой и самими деревьями. В этих условиях более эффективны радиостанции диапазона 136-174 мГц, так называемая «двойка». Впрочем, это не значит, что LPD- и PMR-pa-диостанции в лесу бесполезны. Все зависит и от мощности передатчика, и от эффективности антенны и, наконец, от поставленных задач.
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Ирина КОРОЛЕВА
Александр ДАВИДЮК
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.