В связи с внезапным приходом осени большинство велосипедов отправляется на ссылку в гараж, а их хозяева начинают терпеливо ждать следующего сезона. Но в семействе двухколесных безмоторных транспортных средств существует вид, которого слякоть не пугает – это велосипедный внедорожник, маунтинбайк!
Справка
Горный велосипед, или, на английский манер, маунтинбайк (mountain bike, а если сокращенно, опять же по-английски — MTB) — это велосипед, предназначенный для катания, как можно догадаться из названия, по горам.
Однако не стоит понимать его назначение так узко и буквально. На маунтинбайке катаются по пересеченной местности или — вне дорог (хотя и не исключается обратное). Он имеет особую конструкцию, отличную от популярных шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Плохая погода и осенняя грязь ему нипочем. Он и по первому снегу неплохо ездит
Для того чтобы отправиться месить грязь в соседний парк, надо подготовиться. К выбору железного коня подходите со всей серьезностью. Главное, чтобы он не подвел вас на узкой и скользкой тропе в самый неподходящий момент.
Существует два вида горных велосипедов: хардтейлы (в переводе с английского — «жесткий хвост», то есть велосипеды, не имеющие заднего амортизатора) и двухподвесы (счастливые обладатели двух амортизаторов).
ХАРДТЕЙЛЫ очень популярны у населения, так как универсальны (подходят и для бездорожья, и для асфальта) и вполне разумны по цене. В свою очередь «жесткие хвосты» делятся на два подвида:
кросс-кантри — с рамой из легкого алюминиевого сплава, крепкими колесами в 26 или 29 дюймов, с грязевым протектором и числом скоростей от 18 до 27;
для трюкового катания в дисциплинах «стрит», «парк» — с усиленной рамой из стали, более крепким амортизатором, колесами в 26 или 24 дюйма.
ДВУХПОДВЕСЫ позволяют с большим комфортом контролировать самую опасную дорогу в самых сложных погодных условиях (какие чаще всего случаются в России осенью). Есть три спецификации двухподвесов:
кросс-кантри — скорость и легкость преодоления подъемов и спусков;
фрирайд — готовность к экстремальному катанию, прыжкам со склонов и другим приключениям;
даунхилл — готовность к спускам любой сложности.
Не забывайте о том, что маунтинбайк входит в двадцатку самых экстремальных видов спорта! Но в ваших силах свести опасность к минимуму! Если вам не хватает уверенности на сложном участке, не стесняйтесь немного повести железного коня «в поводу» — ничего зазорного в этом нет. Никогда не выезжайте на маршрут без шлема (лучше укомплектовать себя также наколенниками и защитой спины — хоть по типу мотоциклетной «черепашки»). И не катайтесь в опасных местах в одиночку
Во влажную погоду быстро изнашиваются тормоза, а они — основа вашей безопасности. Всегда берите с собой в поездку запасную пару тормозных колодок. Следите за тем, чтобы шины были хорошо накачаны. Если вы собрались в дальнее велопутешествие, добавьте к своему багажу следующие необходимые вещи: набор отверток и гаечных ключей; монтировку (для снятия покрышек с колес в случае прокола); набор заплаток для камер, шкурку, клей; тросик для переключателей; запасную покрышку; комплект винтов, гаек, шайб; запасные тормозные колодки; тормозную жидкость; насос.
Перед походом тщательно проверьте техническое состояние своего велосипеда! В слякоть все узлы изнашиваются значительно быстрее, чем в сухую погоду. Сильнее всего страдает цепь. Под воздействием грязи и воды она ржавеет очень быстро. Также не стоит забывать, что летом вода, попавшая на металлические детали, довольно быстро испаряется под воздействием высоких температур, а осенью остается там надолго. Поэтому следите за чистотой цепи и смазывайте ее хотя бы раз в 2–3 дня (или через каждые 50–100 километров). Каретку, втулки колес и рулевую колонку холодное время года тоже не щадит. Многие дорогие втулки горных групп имеют резиновые сальники, защищающие подшипники от попадания грязи, но на холоде резина теряет эластичность и становится слабой защитой от агрессивной влаги. Если осенью велосипед эксплуатируется интенсивно, то раза два за сезон следует разобрать втулки колес и каретку (если она разборная) для осмотра подшипников и при необходимости заменить смазку. Ходовая часть велосипеда прослужит значительно дольше, если ее содержать в чистоте.
Осенью можно практиковаться в различных направлениях маунтинбайка. Например, в дерте — прыжках с земляных трамплинов с выполнением трюков.
В кросс-кантри — езде по пересеченной местности, где необходимо как можно быстрее пройти трассу, преодолевая длинные подъемы и другие препятствия.
В даунхилле — скоростном спуске. И во фрирайде — езде по неподготовленным трассам.
Стоимость горных велосипедов варьируется от 5 до 200 тыс. руб., но к осеннему катанию и вас, и ваш маунтинбайк необходимо укомплектовать дополнительно. Железного коня нужно переобуть в резину потолще и с выраженным рисунком протектора. Это обойдется примерно в 1500 руб. за единицу. Лучше всего оборудовать дисковыми гидравлическими тормозами оба колеса (стоимость от 4 до 8 тыс. руб.). Помните, что эффективность тормозов на скользкой трассе сильно уменьшается. Еще один важный момент в осеннем катании — освещение. Летом, когда темнеет только к полуночи, об этом можно особо не задумываться, но ближе к зиме солнце заходит очень рано, следовательно, фары и светоотражатели лишними не окажутся. Фары с галогенными лампочками накаливания светят значительно ярче (метров на 20–30, а то и больше), и применять их следует при катании по неосвещенной местности. Они часто комплектуются аккумуляторами (свинцово-кислотными или Ni-MH, их хватает на несколько часов непрерывной работы), могут иметь режимы дальнего и ближнего света (стоимость от 1,5 до 6 тыс. руб.).
Самому же велосипедисту, чтобы получить удовольствие от осеннего катания, необходимо быть тепло одетым. Вещи нужны не просто удобные, легкие, но и прочные и непромокаемые. Особое внимание следует обратить на обувь — подошва, как и покрышки вашего велосипеда, не должна скользить. Куртку лучше выбрать сноубордическую (ко всем прочим достоинствам она еще и «дышит» — выводит пар от тела, а холод и влагу снаружи не пропускает). Не забудьте про перчатки — они защитят ваши руки не только от холода, но и от возможных веток, а также ссадин и царапин при падении.
Говорят, что если вы однажды научились управлять велосипедом, то не забудете эти навыки никогда. Это правда — катание на маунтинбайке подвластно всем возрастам и весовым категориям. Но к затяжным подъемам и стремительным спускам в условиях межсезонья организм необходимо подготовить. Если вы все лето катались только по асфальтированным или сухим грунтовым дорожкам, то прогулка по пересеченной местности может стать серьезным испытанием. Для того чтобы легко преодолевать раскисшие от осеннего дождя лесные тропы, найдите в себе силы посещать тренажерный зал, ходить в бассейн и делать утреннюю зарядку.
Для того чтобы кататься на маунтинбайке, совсем необязательно выезжать в горы. Например, практически в каждом городском парке есть места, где можно получить удовольствие от езды на велосипеде даже в осенние месяцы. Вот, например, список московских трасс.
Битцевский парк. Легендарное место среди московских байкеров. Родина столичного горного велосипеда. Идеальное место для кросскантри. Хотя перепада высот там почти нет, зато есть множество оврагов, которые не дадут расслабиться. И помните, парк очень большой, есть опасность заблудиться.
Крылатское. Высота Крылатских холмов достигает 70 метров. С них спускается множество тропинок, прямых и извилистых. Здесь можно найти немало трасс для любителей скорости. Это место популярно среди фрирайдеров. Главным минусом Крылатского является огромное количество прогуливающихся и просто отдыхающих.
Филевский парк. Местные трассы имеют скоростные участки с большим перепадом высот, что непременно оценят фрирайдеры. Здесь самые длинные спуски в пределах Москвы.
Воробьевы горы. Здесь много как коротких крутых, так и пологих спусков для фрирайда, кросс-кантри и мини-даунхилла. Прекрасный дерт-парк.
Сокольники. Дерт-трасса и для тех, кто уже умеет прыгать, и для тех, кто еще только первые круги наматывает.
Царицыно. Подготовленная трасса для параллельного слалома, под небольшой уклон, с множеством трамплинов, дроп-оффов и контруклонов. Огромный лес для кросс-кантри и фрирайда.
Покровское-Стрешнево. Трасса для райдеровэкстремалов с дертами, дропами и большими трамплинами.
Тропарево. В этом парке катаются те, кому небезразличны кросс-кантри и дерт-джамп.
Орехово-Борисово. Здесь проводятся соревнования по байкер-кроссу, кроме того, рядышком имеется трасса для даунхилла.
Лыткарино (Люберецкий р-н Подмосковья). Здесь есть большой песчаный карьер со спусками разной сложности — от совсем простых (прямая по песку) до сложных (с камнями, поворотами и проч.).
текст: Ольга ЮРЬЕВА
фото: Кирилл УМРИХИН и Anton JDANOV/Planetpics
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.