Трамплинан сикеру

Серия Can-Am Trophy в Татарстане

В переводе с татарского — прыжок с трамплина.

С 5 по 7 августа в 100 километрах от Казани состоялся второй этап серии Can-Am Trophy — гонки, в которой участвуют только квадроциклы. Гостеприимный Татарстан тепло принял спортсменов из разных городов нашей страны

Журналисту всегда приятно посещать соревнование, на котором можно хорошо поработать. В данном случае «хорошо» означает, что кроме удобного размещения организаторы предусмотрели места, где можно сделать немало эффектных фотографий. Трамплины, грязевые ванны, броды — все эти препятствия были сгруппированы в одном месте и оказались интересными и для журналистов, и для спортсменов.

Серия Can-Am Trophy проводится уже второй год, и это одно из самых лучших по организации внедорожных соревнований в России. Судите сами — в лагере есть бесплатное для участников кафе (точнее, стоимость завтраков и ужинов заложена в стартовый взнос), пресс-центр, магазин. Рядом расположена гостиница, где не желающие жить в палатках могут переночевать с комфортом. Территория структурирована — есть зоны, в которых можно передвигаться только пешком, чтобы не поднимать пыль (например, возле кафе), и украшена флагами и баннерами. На этапе в Татарстане лагерь размещался между прудами и речкой, на другом берегу которой находилось поле для проведения традиционного народного праздника «сабантуй».

В гонке могут принять участие ATV как стандартные, прямо из магазина, так и подготовленные. Квадроциклы категории «open» соревнуются на отдельных трассах. Динамично развивается класс таких квадриков, в которых два члена экипажа сидят рядом — это так называемые «side-by-side», или SSV. С этого года введен специальный зачет для девушек — тоже на SSV.

С трамплина на трассу

Первый день соревнования состоял из трех спецучастков. Так как вблизи от лагеря места для классического трофирейда не было, спортсмены, проехав через фрагмент мотокроссовой трассы (на которой был построен эффектный трамплин для прыжков в реку), отправились по дорожкам в «ралли-рейд» до участка леса, где можно было найти грязь. На Can-Am Trophy для контроля за движением участников применяется система трек-логгеров. Это приборы, записывающие GPS-трек перемещения квадроцикла. Гонщикам перед стартом выдаются точки GPS, которые необходимо проехать в заданной последовательности.

В этой части Татарстана рельеф равнинный, рассеченный долинами рек и оврагами. С высокого борта долины можно наблюдать, как далеко-далеко среди полей сначала видна поднимающаяся пыль, а затем из пыли показываются фары прыгающих на неровной дороге квадриков. ATV притормаживают лишь перед канавами и ручьями и несутся дальше через поля. Проблемой стала именно навигация — по требованиям регламента между точками можно было ехать любым маршрутом: напрямую через речки и овраги (местами достаточно крутые) или искать объезды. Не всегда поиск окружной дороги был более выгоден по времени.

Небольшой лесной массив стал ареной для истинно внедорожного соревнования — колеи от лесовозов, заболоченные долины ручьев, болотца. Впрочем, ATV-original и участниц женского зачета в самую грязь не пустили. Обратно в базовый лагерь, на финиш, опять нужно было искать верный путь. Несмотря на кажущуюся простоту и небольшую протяженность, стартовавшие утром спортсмены приезжали на базу уже в подступающих сумерках, а некоторым не хватило и ночи, чтобы преодолеть всю трассу.

Квадрошоу

Второй день соревнования был сделан в формате кольцевой гонки с заездами на выбывание. Мотокроссовая трасса была специальным образом подготовлена — углублены ямы, куда квадрики приводнялись после прыжков, вырыты новые русла для ручьев, непрерывно увлажняющие «кольцо». Пилотам квадроциклов нужно было вскочить в седло своего ATV, завести мотор, стартовать и проехать два круга по достаточно скользкой трассе, заезжая в глубокую реку, штурмуя глиняные склоны и, прыгнув с трамплина в грязевую ванну, проехать по ней пару десятков метров.

В первый день спортсмены могли потренироваться в прыжках с трамплина, и это умение должно было им пригодиться во второй день. Самое главное — хорошенько разогнаться, тогда ATV летит ровно и приводняется на днище. Если же скорость невелика, то квадрик, особенно «side-by-side», клюет носом. При неблагоприятном исходе возможен даже переворот через нос. В первый день один из квадроциклов исполнил такой номер, и казалось, что это стало хорошим уроком для всех.

Но во второй день, втайне от организаторов, экипаж одного из SSV сменил пилота (это запрещено регламентом), и водитель сделал именно то, чего делать было категорически нельзя — притормозил перед трамплином. Двухместный тяжелый (для квадроцикла) аппарат воткнулся в воду капотом и перевернулся… Экипаж в SSV сидит пристегнутый ремнями, к тому же именно у этого ATV было лобовое стекло и защитные сетки. Всем присутствующим стало ясно, что экипаж самостоятельно может не выбраться из-под воды. Первым на помощь тонущим бросился опытнейший судья из Казани Евгений Шафранов, его примеру последовали организатор серии Андрей Красилов и оказавшиеся поблизости судьи и спортсмены. За тридцать секунд SSV поставили на колеса и вытащили экипаж.

Серия продолжается

Как говорят организаторы серии, проект Can-Am имеет свое начало и свой конец, хотя когда наступит завершение для них, пока не ясно. Но ясно, что устроителям удалось сделать гонку, подобной которой еще не делал никто и никогда. Угасание официального чемпионата России по ATV на фоне расцвета Can-Am — лучшее тому подтверждение. При этом серия базируется, в основном, на региональных участниках и организаторах — столичных спортсменов очень мало. Это соревнование дало толчок развитию ATVклубов вдали от Москвы.

Собственно, ничего нового в серии Can-Am нет — организаторы просто аккумулировали весь опыт, накопленный в трофи за последние десять лет, и результат оказался великолепным. Неофициальный девиз серии «Дать инъекцию желтой крови» (желтый — фирменный цвет Can-Am) полностью оправдывается — даже визуально среди участников гонки количество лимонных ATV подавляюще велико. И этот эффект растет от соревнования к соревнованию.

Победители соревнования
МестоУчастникГород
Зачетная группа: ATV Original
1РЕШЕТНЮК Иван/БЕРЕЗИН ОлегЕкатеринбург/Златоуст
2ФИЛИН Андрей/СТОЛЯРОВ СергейПенза/ Пенза
3НОВИКОВ Николай/КУВШИНОВ ВадимПенза/Пенза
Зачетная группа: ATV Open
1ВЛАСЮК Антон/КАРЯКИН СергейЕкатеринбург/Екатеринбург
2МИХЕЕВ Денис/МУСТАЕВ МаксимЕкатеринбург/Екатеринбург
3НОВИКОВ Сергей/НОВИКОВ АндрейПенза/Пенза
Зачетная группа: SSV Women
1МИННАХМЕТОВА Алина/ВАСИЛЬЕВА ОльгаКазань/Казань
2МАРТЬЯНОВА Инна/КОНСОВСКАЯ ЮлияМосква/Москва
3НАЗАРОВА Светлана/ЛИПАЕВА АннаСанкт-Петербург/Санкт-Петербург
Зачетная группа: : SSV Original
1МАДЬЯРОВ Айдар/САГДЕЕВ ЛенарКазань/Казань
2ЗАВОДЧИКОВ Евгений/ЦЕРНИКЕЛЬ ЕвгенийЕкатеринбург/Верхняя Пышма
3ШАРИПОВ Руслан/МАРТЫНОВ АлексейБугульма/Бугульма
Зачетная группа: SSV Open
1МИННАХМЕТОВ Ирек/КАМАЛОВ ИльшатКазань/Казань
2ЖУЛЯБИН Сергей/БЕРДНИКОВ АнтонПенза/Пенза
3АПОЯН Араик/АЛЬШИН РоманГородище/Пенза

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты