Будут и другие решения

Леннарт Стегланд рассказывает о Volvo C30 Electric

В конце августа Volvo C30 Electric презентовали в Москве. О достижениях шведских инженеров на электрическом фронте докладывал лично Леннарт Стегланд — президент подразделения по разработке специальных авто. Прокатившись на C30 Electric, корреспондент «Офф-Роуд Драйва» задал г-ну Стегланду несколько вопросов

    — Г-н Стегланд, высоковольтную аккумуляторную батарею для Volvo C30 Electric поставляет американская компания EnerDEL, образованная фирмами Ener1, Delphi Corporation и Itochu Corporation. Почему конструкторы Volvo остановили свой выбор именно на ней?

    — Батарея — один из самых важных элементов. У нас было отведено под нее определенное пространство, в которое разработчик должен был вписаться. Компания EnerDEL сделала аккумулятор требуемого размера и литийионного типа, как мы просили. Мы очень довольны сотрудничеством.

    — Разработка C30 Electric относится к тому времени, когда Volvo еще принадлежала компании Ford. Напрашивается вопрос, в какой мере унифицированы Ford Focus Electric и Volvo C30 Electric, ведь мы знаем, что платформа, на которой построен обычный Focus, нашла широкое применение в моделях Volvo?

    — Между этими машинами нет ничего общего, ни одного узла, и объяснение тому простое. Ford разместил заказ на разработку электропривода у Magna Steyr (батарею для Focus Electric разработала корейская компания LG Chem. — Прим. ред.), а мы решили, что сделаем это самостоятельно. Знания, нужные для создания электромобиля, очень редкие, специфические, ими нужно обязательно овладеть для того, чтобы в будущем чувствовать себя уверенно.

    — Какую гарантию готова предоставить Volvo на высоковольтные аккумуляторные батареи C30 Electric?

    — Мы очень много обсуждали и прорабатывали этот вопрос. Здесь нужно помнить, что большая ответственность лежит и на автовладельце. Очень важно, как обращаются с автомобилем и аккумулятором, ведь мы знаем, что неправильная эксплуатация сильно снижает срок жизни батареи. Volvo C30 Electric снабжен системами, которые отслеживают и фиксируют некорректные действия водителя, и если водитель не будет следовать нашим рекомендациям, гарантия перестанет действовать. Впрочем, если говорить о гарантии «по умолчанию», то можно ориентироваться на пять лет.

    — Многие фирмы предлагают более длительную гарантию. Так, Tesla покупателям моделей Roadster и S дает семь лет, а General Motors обещает владельцам Chevrolet Volt восемь лет гарантии, Coda Automotive — также восемь. Мы знаем, что вопрос гарантии на батарею является одним из ключевых для продвижения электромобиля на многих рынках: люди экономят на налогах, снижают затраты на регистрацию, например. Если встанет вопрос увеличения гарантии, Volvo будет готово сменить поставщика батареи?

    — Не нужно забывать, что идею электромобиля мы реализуем пока в ограниченных масштабах, это наш первый, уникальный опыт, будут и другие решения. Вскоре мы получим данные по эксплуатации и сделаем соответствующие выводы, с тем чтобы предложить массовому потребителю действительно конкурентоспособный продукт. Когда это произойдет, тогда мы и будем сравнивать нашу гарантию и гарантию других фирм.

    — Кто ответственный за утилизацию батарей, как это будет осуществляться?

    Начнем с того, что батарея — сборная, и перед утилизацией не составит большого труда ее разделить на несколько частей, которые будут сортировать по типу применяемых в них материалов. Мы изучаем вопрос совместно с одной из бельгийских компаний, разработавших технологию утилизации батареи.

    — Представим себе такую ситуацию: на улице зимой температура –20°С, а у владельца Volvo C30 Electric нет возможности подогреть батарею от внешней розетки. Что для этого предусмотрено?

    — Все C30 Electric оснащаются подогревателем, работающим на этаноле. Бак имеет объем 14,5 л, при каждодневной эксплуатации запаса хватит на дветри недели. Но мы планируем в будущем адаптировать это устройство и под 95-й бензин.

    — Участвует ли компания Geely — нынешний владелец Volvo, в электрическом проекте C30 Electric, помогает ли деньгами?

    — Нет, по этому проекту мы не сотрудничаем. Отмечу, однако, что правительство Китая всячески пропагандирует электромобили, так что не исключено, что Geely предложит локальную модель, разработанную с учетом их климатических условий. Может быть, и мы будем участвовать в этой разработке.

    — Сообщалось, что до конца нынешнего года Volvo произведет 350 экземпляров C30 Electric. Кто будет тестировать автомобили? На каких условиях они будут переданы потребителям?

    Ядро целевой аудитории в данном случае не рядовые потребители. Машины будут переданы в энергетические компании, которые должны не просто эксплуатировать авто, но и думать о том, как лучше конструировать элементы инфраструктуры, зарядные устройства. Есть и такие вопросы, как качество электричества, используемого для пополнения батареи, стабильность сетей, удобство оплаты, наконец… Кроме того, нам поступили запросы от компаний, чья деятельность не связана с энергетикой — для них C30 Electric лишь инструмент для продвижения собственного бренда. Хотелось бы, чтобы с нашей машиной ознакомились и члены государственных организаций, которые должны заниматься вопросом регулирования условий эксплуатации такого транспорта.

    — Когда несколько лет назад BMW начинала свой электрический проект, около ста жителей Берлина — рядовых граждан, получили модели Mini E для повседневного использования на шесть месяцев. Достаточно было оформить заявку через интернет. Планирует ли Volvo подобные акции?

    — Это, безусловно, полезное начинание, только не будем забывать, что желающие заплатили деньги, мероприятие не было бесплатным. Нами запущена аналогичная программа в четырех шведских городах, которые характеризуются разными условиями, причем не только климатическими. Где-то дороги большей частью проходят по равнине, где-то — по пересеченной местности, этот фактор тоже очень важен. Более того, и людей мы будем отбирать определенным образом: в первую группу попадут те, кто накатывает не более 60 км в день, в другую — те, кто ездит по сто и больше.

    — Планирует ли Volvo продвигать C30 Electric на североамериканском рынке, в частности, в Калифорнии?

    — В основном мы хотели бы сконцентрироваться на Европе. Причина проста: по нашему мнению, именно европейцы выразили наибольшее стремление к массовому внедрению электромобилей — и с позиций заботы об охране окружающей среды, и с позиций стимулов, которые предлагают потенциальным покупателям. Да и отклик у жителей Старого Света, нам кажется, куда сильнее, чем у жителей других регионов. Однако мы готовим версию и для США

    — Ориентировочно в 2013 году основные конкуренты Volvo по премиумсегменту, а именно BMW, Audi, Daimler, предложат рядовым потребителям свои электромобили. За счет чего Volvo будет отвоевывать голоса?

    Наши конкуренты, безусловно, хорошо поработали, но и мы не сидели сложа руки. Пока мы предлагаем демонстрационное, экспериментальное решение, а вот коммерческое решение будет уже на другой платформе.


Проверка на прочность

В настоящее время Volvo C30 Electric собирают малыми партиями на заводе в Гетеборге. Перед началом производства были проведены расширенные краш-тесты в соответствии с методиками Euro NCAP, всего было разбито 13 автомобилей. Особенно тщательно имитировали удары о столб, причем не только сбоку, но и фронтально, чего Euro NCAP обычно не делает. Исследователи должны были выяснить, что происходит с высоковольтной аккумуляторной батареей. Дело в том, что безопасность пассажиров электромобиля при аварии сильно зависит в том числе и оттого, будет ли деформирована АКБ. Испытания показали, что батарея С30 Electric относительно ключевых «силовых» точек кузова практически не смещается, а модули ее не подвергаются механическим разрушениям — удар гасят многочисленные зоны программируемой деформации. Чтобы достичь такого результата, инженерам пришлось существенно пересмотреть структуру кузова. Этот факт, вкупе с дороговизной аккумуляторных батарей, нужно будет учитывать в будущем при планировании себестоимости и, соответственно, розничной цены электромобиля.


Технические характеристики
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Мощность, кВт (л.с.)82 (112)
Максимальный крутящий момент, Нм220
Коробка передачАКП, 1-ступенчатая
БАТАРЕЯ
Тип высоковольтной АКБЛитий-ионный
Напряжение высоковольтной АКБ, В400
Масса высоковольтной АКБ, кг2х140
Длительность зарядки 230 В и 10 А, ч10
Длительность зарядки 230 В и 16 А, ч7
Номинальная емкость АКБ, кВт-ч24
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Снаряженная масса машины, кг1660
Максимальный запаc хода, км163
Разгон 0–70 км/ч, с6,0
Разгон 0–100 км/ч, с10,9
Максимальная скорость, км/ч130

Автомобили-аналоги

Ford Focus Electric
Хэтчбек, дверей — 5, посадочных мест — 5, колесная база — 2649 мм, мощность — 92 кВт (123 л.с.), максимальный крутящий момент — 246 Нм, максимальная скорость — 136 км/ч, запас хода — н/д. Батарея — литий-ионная, зарядка — от 240 или 120 В. Потребителям Северной Америки и Европы планируется начать поставки с 2013 года. Производство налаживают на заводе в Мичигане, США.


Mercedes-Benz A E-Cell
Хэтчбек, дверей — 5, посадочных мест — 5, колесная база — 2568 мм, мощность — 70 кВт (95 л.с.), максимальный крутящий момент — 290 Нм, разгон 0–60 км/ч — 5,5 с, максимальная скорость — 150 км/ч, запас хода — 200 км. Батарея — литий-ионная. В 2010 году выпущена опытная партия 500 шт. на предприятии в Раштадте, где собирают и электрические smart и B-klasse на топливных элементах.


Nissan Leaf
Хэтчбек, дверей — 5, посадочных мест — 5, колесная база — 2700 мм, мощность — 80 кВт (109 л.с.), максимальный крутящий момент — 280 Нм, разгон 0–100 км/ч — 11,9 с, максимальная скорость — 145 км/ч, запас хода — 160 км. Батарея — литий-ионная. Производство Leaf началось в прошлом году в Японии, автомобиль поставляется в Европу. Планируется открытие производства и в Великобритании.


Renault Z.E. Fluence
Седан, дверей — 4, посадочных мест — 5, колесная база — 2703 мм, мощность — 70 кВт (95 л.с.), максимальный крутящий момент — 226 Нм, максимальная скорость — 135 км/ч, запас хода — 185 км, батарея — литий-ионная. Первые автомобили планируется передать покупателям в 2012 году, цены уже объявлены. Машина будет представлена в том числе и на таких рынках, как Австралия.


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты