Единственное событие в мире автоспорта, которое, несомненно, не нуждается в представлении, — всемогущий « Дакар». В этом году он собрал под летним перуанским солнцем удивительный состав участников. 2 недели гонки, спецучастки длиной 400–500 км, подъемы до 3500 м над уровнем моря, гигантские дюны, распухшие от наводнений реки... Истинная суть марафона в том, что победа в первые его дни еще ничего не означает. За победой может прийти и поражение.
Стартовая ведомость «Дакара-2013» действительно получилась на редкость представительной. Двукратный чемпион WRC Карлос Сайнс и Нассер Аль-Аттия (оба — бывшие победители «Дакара») выступали парой в составе одной команды на безумно быстрых, но не проверенных «в бою» багги. Конюшня X-Raid привезла на « Дакар» четыре полноприводных MINI, за рулем которых были Нани Рома, экс-чемпионы мира по бахам Леонид Новицкий и Кшиштоф Холовчик, а также сам Стефан Петрансель... Дороги, по которым проходил этап WRC в Аргентине, еще помнят следы Лёба, но пустыни точно знают, кто здесь король. А десять предыдущих побед на «Дакаре» намекают, чью пыль будут глотать остальные участники в этот раз. «Дикое дитя Америки» Робби Гордон был на все сто процентов готов дать отпор соперникам за рулем своего «Хаммера». «MINI — для девчонок», — гласила наклейка на заднем бампере, но его боевой конь застрял в первой же маленькой дюне на прологе, и на старте первого спецучастка сотня машин разделяла его с лидером.
Первым дрогнул Сайнс, потеряв много времени в поисках контрольной точки. В базовом лагере ошибку свалили на неисправный GPS-трекер, и 20 потерянных минут вернули экипажу, но только для того, чтобы отобрать их на следующий день, когда в конце концов признали, что в ошибке виноват экипаж, а не прибор. А 20 минут — это очень много, особенно с учетом поломок: сначала в багги подвела электрика, а затем и двигатель. В итоге «Эль Матадору» пришлось лететь домой значительно раньше запланированного срока. Герлен Шишер, еще один бывший обладатель кубка FIA, за рулем быстрого багги SMG потерял полчаса из-за проблем c механикой, а Холовчик на втором СУ неудачно приземлился при прыжке с дюны, травмировав спину и ребра. Затем невнимательность Гордона привела к перевороту на крышу, да так, что жидкость из радиатора затекла в салон. Местная знаменитость Лусио Альварес уверенно занимал третью позицию, но потерял много времени из-за технических проблем, а это означало, что на лидерство опять начал претендовать Петрансель. Основным его соперником оставался колоритный Аль-Аттия. Несмотря на информацию о ночных сварочных сессиях, багги катарца был свеж и бодр и по ходу гонки было просто необходимо укреплять его подвеску. Победитель 2009 года южноафриканец Жиниэль де Вильерс за рулем Toyota Hilux V8 поддерживал темп, который позволял ему находиться на небольшой дистанции от лидера, но сократиться она могла, только если у пилота MINI, начнутся проблемы. И все это происходило в верхних строках таблицы результатов первые несколько дней!
Старт был дан в Лиме, и, как в былые времена в Африке, в 2013 году направление гонки шло с севера на юг, со сложными дюнами, благосклонными к багги. А затем, ближе к Сантьяго в Чили, пески уступили тяжелым горным дорогам, где полноприводная техника имела больше преимуществ. Но, несмотря на внушительную длину некоторых спецучастков, разрывы между спортсменами были невероятно малы.
Аль-Аттия рвался вперед, его товарищ по команде Рома пару раз пришел первым на финиши СУ, а Новицкий отставал всего лишь на 30 минут — но несмотря на все это, Петрансель уверенно лидировал. И все же, чтобы выиграть на Дакаре, нужен не только опыт, но и большая удача. Как говорят гонщики, на таких сложных и непредсказуемых ландшафтах, в окружении таких высококлассных пилотов никогда не знаешь, чего ожидать. Возьмем, к примеру, СУ8. В Андах, после спецучастка, на котором гонщики поднялись на высоту 3900 м над уровнем моря, пошли дожди и затопили обычно сухие русла рек. Первые несколько машин смогли пересечь реку, но уровень воды продолжал подниматься, и моноприводные багги намертво застряли. «Глубина тут — 3 метра! Нужна нейтрализация!» — требовал Аль-Аттия у организаторов. «Вы дальше не пройдете, это невозможно», — говорили маршалы пилотам, но россиянин Борис Гадасин только рассмеялся. «Возможно!» — ответил он. «Мы что, в трофи не участвовали?» — добавил бывший штурман команды « КамАЗ-мастер» Алексей Кузьмич. Ко всеобщему удивлению, они пересекли реку и дошли до второй контрольной точки, где организаторский вертолет все же заставил их прекратить движение. Гонка была остановлена из-за неблагоприятных погодных условий, а результаты фиксировались по первой контрольной точке. И даже при таком повороте событий Гадасин занял удивительное девятое место. (Для победителей командного зачета чемпионата мира этот « Дакар» — дебютный.) К сожалению, на следующий день триумф превратился в пыль — экипаж на высокой скорости ушел в овраг, оторвав колесо. Прототипы G-Force славятся своей прочностью, и экипажам Бориса Гадасина и Владимира Васильева, который перевернулся, все же удалось добраться до Сантьяго. К тому же Васильев претендует на специальный приз для дебютантов «Дакара». А ведь статистика говорит, что только 10 % новичков доходят до финиша!
На второй неделе гонки на высоких плато Аргентины, к сожалению, закончился заряд энергии у Нассера Аль-Аттия. Хотя официальная причина его схода так и не была опубликована, кажется, что ряд технических проблем отнял у него слишком много времени. В тот же день неполадки случились и у де Вильерса, и отрыв Петранселя от ближайшего преследователя стал поистине огромен — почти час. Кстати, спецучасток того дня проходил по маршрутам двухдневного этапа чемпионата мира по ралли. Плавные повороты и постоянно изменяющийся ландшафт — захватывающее зрелище для болельщиков, но в то же время узкие дороги и следы колес в пыли означали, что догнать лидера практически невозможно. Однако вперед вырвался аргентинец Орландо Терранова, с облегчением оставив призраков прошлого года позади. В 2012 году « Дакар» для него закончился самым бесславным образом — после ссоры его штурман просто встал и ушел на середине гонки! X5, конечно, старше, чем MINI, но ими управляют пилоты X-Raid, поэтому неудивительно, что они едут и выигрывают СУ.
Еще одним пилотом команды X-Raid, которому повезло, был Леонид Новицкий. Опять же официальная информация отсутствует, но, очевидно, он утопил свой MINI, преодолевая брод, и от схода его спасло только то, что спецучасток был остановлен на контрольной точке, которую он только что прошел. Подиум — отличный результат для зрелого пилота, тем более что финишировал он всего в получасе от занявшего второе место де Вильерса и на тринадцать позиций впереди непоследовательного Нино Ромы. Но к чести бывшего мотогонщика, он 4 раза одерживал победу на СУ — это больше, чем ктолибо еще в этом году (три — Аль-Аттия и только два раза — Петрансель). Четвертая машина команды X-Raid в результате заняла пятое место, отстав от Ромы на 13 минут. Багги, показавший на «Дакаре» лучший результат, занял седьмое место. Казалось бы, это не повод праздновать, но в последний раз моноприводные багги были в десятке в 2000 году.
Человек, одержавший победу в этом изматывающем марафоне, мастерски ехал по любой поверхности, которая встречалась ему на «Дакаре». Говорят, что опыт никуда не девается. Еще одна, одиннадцатая, победа Стефана Петранселя на «Дакаре» в очередной раз подтвердила статус этого легендарного спортсмена. Его гоночное время составило более 38 ч, на 4,5 ч меньше, чем у Альвареса, замыкающего десятку лидеров. 69 часов разделяют первое и последнее место, которое заняли англичане Мэтью О'Хейр и Филипп Гиллеспи из команды Race2Recovery за рулем автомобиля марки Bowler. Кстати, это первая команда спортсменов с ограниченными возможностями, которая когда-либо участвовала в «Дакаре» и дошла до конца гонки.
Победители «Дакара-2013» | |||
---|---|---|---|
Место | Экипаж | Техника | Время |
МОТОЦИКЛЫ | |||
1 | Сириль Депре | KTM | 43:24:22 |
2 | Рубен Фариа | KTM | 43:35:05 |
3 | Франсиско Лопес Контардо | KTM | 43:43:10 |
КВАДРОЦИКЛЫ | |||
1 | Маркос Патронелли | Yamaha | 49:42:42 |
2 | Игнасио Касале | Yamaha | 51:33:17 |
3 | Рафал Соник | Yamaha | 52:59:31 |
ЛЕГКОВЫЕ | |||
1 | Стефан Петрансель / Жан-Поль Коттрет | MINI | 38:32:39 |
2 | Жиниэль де Вильерс / Дирк фон Зицвиц | Toyota | 39:15:01 |
3 | Леонид Новицкий / Константин Жильцов | MINI | 40:01:01 |
... 16 | Владимир Васильев / Виталий Евтехов | G-Force Proto | 45:34:35 |
... 21 | Борис Гадасин / Алексей Кузьмич | G-Force Proto | 46:59:08 |
...110 | Сергей Савенко / Денис Мальцев | Buggy | Сход после 6-го этапа |
...129 | Артём Варенцов / Роман Елагин | Toyota | Сход после 4-го этапа |
...137 | Роман Брискиндов / Константин Мещеряков | ГАЗ | Сход после 3-го этапа |
ГРУЗОВИКИ | |||
1 | Эдуард Николаев / Сергей Савостин / Владимир Рыбаков | КамАЗ | 39:41:43 |
2 | Айрат Мардеев / Айдар Беляев / Артём Мирный | КамАЗ | 40:18:53 |
3 | Андрей Каргинов / Игорь Девяткин / Андрей Мокеев | КамАЗ | 40:19:40 |
...14 | Ильгизар Мардеев / Вячеслав Мизюкаев / Алмаз Хисамиев | КамАЗ | 45:09:27 |
текст: Робб ПРИТЧАРД (Robb PRITCHARD)
перевод: Екатерина ДОБРОВОЛЬСКАЯ
фото: ASO и G-Force
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.