В разгар зимы тверской джип-клуб «Лебедушка» провел свое традиционное соревнование по зимнему ориентированию «Белая пустыня». Эта гонка стоит особняком в ряду клубных мероприятий. Основной упор в ней делается не на проходимость автомобилей, а на навыки экипажа в работе с навигационным оборудованием.
Удивительное дело. Только что я ехал по трассе М10 в сопровождении разномастных участников дорожного движения. Стоял на светофорах, обгонял попутки. Щетки дворников размазывали по стеклу смесь из грязного снега и реагентов. Свернул на Конаково и выехал на лед. Тут-то все и изменилось. Мгновенно, как по щелчку тумблера. Вокруг, насколько хватает глаз, белый снег и не тронутая цивилизацией природа. Глубже нажимаю педаль акселератора, и внедорожник послушно набирает ход. Колеса поднимают пушистый снег с поверхности, он ложится на лобовое стекло и тут же тает, превращаясь в крохотные прозрачные капли. Сразу отступает усталость от дальней дороги и недосыпа, на душе становится хорошо и спокойно. Уже одно это душевное состояние стоит того, чтобы приехать на «Белую пустыню».
Вот и место сбора. Островок посреди водохранилища с рыбацким домиком на холме. Паркуемся. Нас встречает радостным лаем разномастная ватага собак. Чуть позже будет регистрация и техкомиссия, а пока мы просто стоим около машины и балагурим. Я не участник, а всего лишь журналист, приехавший на гонку, но меня охватывает предстартовое нетерпение, как в те времена, когда я был завсегдатаем соревнований. Это давно забытое щемящее чувство, когда ты сам себе говоришь: «Спокойно! Соберись! Настройся!» — и от этого только распаляешься еще больше.
Подъезжают организаторы и чинно направляются в домик, временно объявленный штабом гонки. Среди участников происходит броуновское движение: одни начинают спускать колеса, другие подтягиваются на регистрацию, третьи названивают опаздывающим друзьям.
Захожу в домик, тут уже очередь из заявляющихся. Много знакомых лиц, громкие разговоры, смех, в общем, царит доброжелательная атмосфера, традиционная для клубных мероприятий.
Необычная гонка
Пришло время немного рассказать о том, что же представляет собой внедорожное ориентирование «Белая пустыня». На трассе нет просек, оврагов и болот. Все точки расставлены на льду водохранилища, но найти их очень непросто. Датчики закреплены на деревянных вешках, вмороженных в лед. Столбики все поголовно заметены снегом, и разглядеть их можно, только подъехав вплотную. Благо все координаты по навигатору бьются «в ноль», при этом часть точек нужно искать по реперам (в качестве которых организаторы использовали обычные бакены). Так что хлопот по нахождению искомого участникам хватает выше крыши. Но при этом как таковой борьбы с бездорожьем не планируется. А значит, победят не «самые большие колеса», а наиболее грамотные экипажи. Чистая навигация. По крайней мере так задумано в теории. Конечно, присутствует обычная лотерея. Одни потеряют много времени, первыми разыскивая и выкапывая из снега вешки, другие приедут по накатанному и быстро найдут уже извлеченные из сугробов точки. Но тут уж ничего не попишешь, элемент удачи присутствует на любом ориентировании. Еще одна особенность гонки в том, что чипы для взятия точек не прикреплены к машинам, поэтому необходимости подъезжать к точке вплотную нет, достаточно просто подбежать к вешке и прижать чип к д атчику. Контрольное время, отведенное на гонку, — шесть часов — вполне достаточно для поиска и взятия без малого двух десятков точек, запрятанных среди снегов водохранилища. Очередей и «гонки трамваев», привычных для ориентирования в условиях лесных просек, здесь не предвидится. Куда ни кинь взгляд, кругом снежная равнина, поэтому участники не будут мешать друг другу, а рассредоточатся по зоне проведения соревнования, которая являет собой прямоугольник 15 км длиной и около 3 км шириной. Кстати, сегодняшняя гонка является не только традиционным клубным мероприятием, но и первым этапом открытого кубка тверского джип-клуба «Лебедушка» по автоориентированию 2013 года.
Водные процедуры
Ровно в 11 часов утра участники ринулись к любезно разложенным на снегу организаторами файлам с координатами точек. Затем некоторое время забивали их в свои навигаторы. Не прошло и десятка минут, как стоянка в базовом лагере опустела. Народ приступил к охоте на точки. Выдвинулись в поля и мы. Наш журналистский план был прост — встать на одной из координат и ожидать, пока к ней начнут стягиваться участники. Вот только найти эту самую точку оказалось непросто. Кругом ровный белый снег без намека на столбик с чипом. Спасибо спортсменам, которые через некоторое время в гоночном порыве перекопали несколько квадратных метров снежного покрова и обнаружили заветный столбик. Надо ли говорить о том, что в поисках наш экипаж никоим образом не участвовал, а лишь щелкал затворами фотоаппаратов.
После того как точку посетили первые участники, все пространство близ вешки оказалось залито водой. Та коварно ждала своего шанса вырваться на поверхность, зажатая между льдом и снегом, и колеса внедорожников выпустили ее на свободу. Оглядевшись по сторонам, я обнаружил, что все свежие колеи от внедорожников залиты десятисантиметровым слоем воды. Вот тебе и зимняя гонка!
Машины участников, без устали бороздящие поверхность водохранилища, быстро покрылись толстым слоем льда. И если на кузовах внедорожников обледенение было незначительным, так, 5–6 см, то подвески превратились в ледяные монолиты, увеличив вес автомобилей на сотню-другую килограммов. Вот тут и началась настоящая борьба с бездорожьем. Тяжелые машины с закрепощенными ледяными украшениями подвесками с трудом передвигались по скользким, заполненным водой колеям, и к задаче поиска точек добавилась еще одна — не застрять. К тому же на многих спортсменах была зимняя обувь, не предназначенная для ходьбы по щиколотку в воде, поэтому редкие участники приехали на финиш с сухими ногами.
Заложники путины
На льду водохранилища спортсмены были не одиноки, тут и там стояли десятки машин любителей подледного лова. Причем их автомобили были запаркованы кому как в голову взбрело, часто практически на проходящей по льду дороге. Неподалеку от них кучковались сами рыболовы, похожие в своей неподвижности на стаи пингвинов, замерших на льдине. Рыбаки с неудовольствием поглядывали на едущих мимо спортсменов, обвиняли их в отсутствии клева и зло сверкали глазами из-под меховых шапок. Но до конфликтов дело не дошло. Правда, рыболовы все же сумели усложнить жизнь участникам. Тверчане Иван Калинин, Алексей Титов и Станислав Исаев, выступавшие на УАЗе под номером 50, провалились в рыболовецкую майну для установки сетей и просто чудом не ушли под лед. Машина зависла, зацепившись крышей и передним мостом за края проруби. На помощь пришли другие участники соревнования. С помощью длинных лаг и лебедок машина была благополучно извлечена, никто из ребят не пострадал. УАЗ также отделался легким испугом и после некоторых манипуляций завелся и уехал домой своим ходом. На брифинге организаторы предупреждали участников о зонах с нестабильным льдом и даже обозначили их границы дополнительными точками, но такую ситуацию предусмотреть, конечно же, не могли.
В 17.00 закончилось контрольное время, отведенное на взятие точек, и машины участников собрались перед штабным домиком, где состоялось награждение, вслед за которым спортсмены и организаторы разъехались по домам. Так благополучно завершилось ориентирование «Белая пустыня — 2013», а тверской джип-клуб «Лебедушка» записал в свой актив еще одно удачное мероприятие.
Следующее клубное соревнование запланировано на 9–10 марта, когда пройдет Открытый кубок Твери, состоящий из двух дисциплин — джип-спринта и джип-триала. А уже на 21–22 апреля сего года намечено трофи-ориентирование «Весенняя распутица», которым вот уже много лет открывает свой летний внедорожный сезон джип-клуб «Лебедушка».
Ориентирование «Белая пустыня — 2013» | |||
---|---|---|---|
Абсолютный зачет | |||
1 | Сухов Константин | Вишняков Александр | TLC70 |
2 | Сухов Максим | Бердник Владимир | Jimny |
3 | Павлов Борис | Вихарев Алексей | RRC |
Стандарт | |||
1 | Сухов Максим | Бердник Владимир | Jimny |
2 | Зварыч Сергей | Шведов Виктор | УАЗ |
3 | Библиков Евгений | Лесников Игорь | УАЗ |
Евгений ПАВЛОВ,
президент джип-клуба «Лебедушка» (Тверь)
Когда-то давно, в конце 2004 года, мы в своих зимних поездках побывали на озере Великом, которое вроде и недалеко от Твери, но окружено болотами, непроходимыми и редкий год замерзающими. Помню, был поражен величием бескрайнего белого пространства — настоящей пустыни. Так и родилась идея GPS-ориентирования — благо ведь езжай куда хочешь. Первый раз мы провели соревнование на озере Великом в начале 2005 года, потом еще раз получилось погоняться там же. В последующие годы выбирались разные районы, так, чтобы участникам было интересно. Отличие этого ориентирования от других в том, что здесь упор именно на умении пользоваться GPS-приемниками, т. е. надо не просто ввести координаты и к ним приехать, а, к примеру, найти точку, зная только направление и расстояние или просто расстояние до двух точек. Единственное, что огорчает, — малое количество участников. Увы, не хватает сил на рекламу мероприятия! А так — очень хорошее соревнование получилось, погода классная, виды потрясающие. И всегда интересно рассчитать координаты КП где-то далеко от тебя, приехать и найти. Считай, маленькая победа — день прожит не зря.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Наталья КРАСНОВА и автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.