Сразу после Нового года мы загрузили экспедиционное снаряжение в багажник внедорожника и отправились в Карелию, на северный берег Ладожского озера, чтобы совместить приятное с полезным — активный отдых на свежем воздухе и тест дизельного Jeep Rubicon Unlimited.
Идея поездки в Карелию на Рождество возникла спонтанно. Долго решали, куда бы нам отправиться. Ничего оригинального не придумали и в последний момент остановились на шаблонном для нашей компании варианте.
Конечной точкой путешествия стала туристическая база, расположенная на северо-западном берегу Ладожского озера, близ городка Лахденпохья. Дабы несколько разнообразить свой отдых, маршрут придумали весьма извилистый и в полтора раза более протяженный, нежели кратчайший путь. Оптимальным было бы ехать по трассе М10 до Питера, а затем уйти на дорогу, ведущую вдоль западного берега Ладоги на север. Но мы легких путей не ищем, потому ранним утром выехали из столицы в сторону Ярославля.
Заснеженный перегон
Всю дорогу шел снег. От Москвы до Вологды трасса выдалась более или менее сносная, слой снежной каши на проезжей части был несколько сантиметров, но, как только мы свернули с М8 на Кириллов, все изменилось. Мне всегда нравилась эта дорога своими живописными видами и тем, что на ней мало машин. В условиях снегопадов на обозрение пейзажей времени не осталось. Дорога была густо занесена снегом, и в центре проходила одинокая колея. Встречные машины попадались не часто, но каждый разъезд напоминал упражнение из программы курсов экстремального вождения. Ближе к Вытегре всякие намеки на цивилизацию пропали окончательно. Дорогу заснежило настолько, что я даже не заметил момента, когда закончился асфальт и начался грейдер. Встречные и попутные машины исчезли как класс, а ледово-снежная каша под колесами потребовала максимальной сосредоточенности.
Наконец, этот раллийный доп закончился, и мы вкатились в Вытегру. Давно стемнело, но отказать себе в удовольствии взглянуть на подводную лодку Б-440, превращенную в музей, мы не могли. Выехали на берег, полюбовались темной громадой военной субмарины и собрались двигаться дальше. То ли я подустал за время пути, то ли просто расслабился, но, разворачиваясь среди снегов, посадил Jeep на мосты. И вот вместо того чтобы мчать дальше, мы спускаем колеса и начинаем физические упражнения по освобождению внедорожника. Кругом темень, с неба падает снег, я сижу за рулем и через открытое окно руковожу действиями экипажа. Это просто праздник какой-то! Жаль, продолжался он не долго. Машина быстро выехала на твердое, и мы продолжили путь.
Дорогу по южному берегу Онежского озера можно смело назвать трассой контрастов. То новый асфальт, ровный как стрела, то грейдер с ямами и гребенкой, то лесной проселок с глубокой снежной колеей. После Мурманской трассы от Олонца до Сортавалы дорогу покрывал блестящий рельефный лед. А сама Сортавала встретила нас лужами на дорогах диаметром несколько метров и глубиной в полколеса. Дорога до Лахденпохьи тоже была покрыта лужами и грязной снежной кашей. Я даже расстроился. Вот тебе и зимние каникулы! Но как только мы свернули с трассы на узкую, петляющую между лесов дорогу к турбазе, оптимизм вернулся.
Белая сказка
Кругом лежал белый нетронутый снег, и лапы елей сгибались под его тяжестью. После обильного ночного снегопада дорогу еще не почистили, пришлось включить полный привод. Мы прибыли на место на рассвете. Первое, что поразило, это абсолютная, какая-то нереальная тишина, окружившая нас. После суток напряженной дороги оказаться в царстве покоя и тишины было непривычно, но очень приятно.
Наши домики обогревались дровяными печами. Как только мы их затопили, воздух наполнился дымным ароматом. Именно ароматом, а не вонью. Дым почти не ощущался в симфонии запахов зимнего леса. Мы беспрестанно говорили друг другу одну и ту же фразу: «Ребята, хорошо-то как!». Зимняя Карелия — зрелище, слабо поддающееся описанию. Вроде бы и снег, как везде, и деревья такие же, как в средней полосе, но здесь всего с избытком. Снега столько, что он заваливает деревенские домики под самые окна, и деревья стоят единым монолитом под яркоголубым небом. А воздух! Он легкий и прозрачный, просто дышать им — уже удовольствие. Еще в карельской тайге не работает сотовая связь. Время здесь плавное и тягучее, через несколько дней ты полностью перестраиваешься и избавляешься от суеты будней. За неделю отдыха мы успели покататься на снегоходах, объехать окрестные достопримечательности на машине, погулять по лесным дорожкам, но больше всего мне понравилось просто сидеть на веранде и молча любоваться окружающей красотой. Слушать потрескивающие от мороза деревья, дышать морозным воздухом и погружаться в величественное спокойствие Северной Зимы.
Дорожная инфраструктура
От Москвы до Вологды мы двигались по трассе М8. Снег был почищен, заправок и кафушек очень много. В общем, цивилизация во плоти. Как только прошли Вологду и выдвинулись в сторону Кириллова, ситуация изменилась кардинально. Единственная заправка «с человеческим лицом» — «Лукойл» перед поворотом на Липин Бор, там же есть кафе. Есть еще один «Лукойл» — он находится не на трассе, а на дороге, ведущей к Кириллову. Дальше до Вытегры нет ничего. Дорога не чищена, изобилует неровностями, а последние несколько километров — откровенный грейдер. От Вытегры до Мурманской трассы мы шли вдоль южного берега Онежского озера, везде сносный асфальт, не считая нескольких километров лесной дороги. На легковой машине зимой соваться туда я не рекомендую. Далее мы двигались вдоль северного берега Ладожского озера. Летом это отличная асфальтовая дорожка, зимой — голый лед, припорошенный снегом. А после снегопада уровень припорошенности составляет 15–20 см. Кафе нет, заправок много, но все неведомых компаний. Исключение составляет ТНК неподалеку от трассы Сортавала — Петрозаводск. В самой Сортавале есть и «Лукойл», и ТНК, но карточки к оплате принимают только на последней. Обратно мы двигались через Тихвин, Бежецк и Тверь. Дорога от Мурманской трассы до Тихвина в отвратительном состоянии, дальше хороший новый асфальт, снег почищен. В Устюжне свернули на грейдер, за ним следовала бетонка. Заправок нет, кафушек тоже, людей на дороге также не видели, зато встретили трех лосей. А ближе к Твери снова началась цивилизация с заправками и магазинами.
Зимний отдых
Зимнее Приладожье радует глаз обилием снега, именно с ним связаны основные виды отдыха. Это снегоходные туры, лыжные прогулки и катание с горок. А на льду озер тут и там сидят на своих ящиках любители зимней рыбалки. Путешествовать на машине по заснеженным дорогам тоже весьма увлекательно, но для этих целей желательно обзавестись внедорожником и обязательно обут ь машину в зимнюю резину. Приладожье изобилует туристическими базами и домами отдыха, сказывается близость Северной столицы. На большинстве баз в прокат даются снегоходы, лыжи и вся необходимая экипировка. Цена на аренду снегохода в среднем 4000 руб. за 3 часа плюс стоимость ГСМ. Этого времени более чем достаточно для начинающих, чтобы накататься вдоволь, а те, кто занимается снегоходным туризмом всерьез, приезжают со своей техникой. Кстати, по дороге встретили множество внедорожников из Ленобласти, тащащих за собой прицепы со снегоходами. Еще один вид отдыха — дайвинг. В мраморном карьере близ Рускеалы часто можно встретить водолазов, готовящихся к подледному погружению. Все виды зимнего отдыха в Карелии напрямую связаны со снегом и льдом.
Jeep Wrangler 4D Rubicon 2.8TD 5A
Силовой агрегат 2,4 л (200 л.с.), 6AT
Шины Nokian Hakkapeliitta 7 245/75 R17
На сегодняшний момент серийно выпускаемых утилитарных внедорожников осталось всего несколько, и Jeep Wrangler — один из ярчайших представителей своего класса. У предыдущих версий было два существенный недостатка для экспедиционной эксплуатации — бензиновый мотор и короткая база. Загрузить потребное количество снаряжения да еще и разместить 3–4 человека становилось непосильной задачей, а расход топлива был такой, что маршрут можно было планировать только туда, где есть автозаправки. С выходом пятидверной дизельной модификации все изменилось. Расход топлива на загруженной машине в сложных дорожных условиях держится в переделах 10 л/100 км, объем багажника позволяет разместить в нем большое количество поклажи. При этом в салоне могут комфортно сидеть четыре взрослых человека, а при необходимости даже пять, ширина заднего сидения это вполне позволяет.
Внедорожное вооружение автомобиля максимальное. Установлены жесткие межколесные блокировки обоих мостов, отключаемый передний стабилизатор. Под капотом дизельный мотор мощностью в 200 лошадиных сил, развивающий крутящий момент в 460 Нм уже на 1600 об/ мин. При этом понижающая ступень в «раздатке» имеет отношение 4:1, что позволяет при необходимости трогаться с места даже на четвертой передаче нижнего ряда. Машина продается на шинах размерностью 245/75 R17 (высота колеса 31,5 дюйма). С такими стартовыми данными автомобиль в штатной комплектации не страшно выпускать на самое настоящее бездорожье. К тому же передний бампер Wrangler адаптирован для скрытой установки лебедки. По сути, единственная подготовка, требующаяся этому внедорожнику, это установка выведенного воздухозабора. Все остальное в Jeep уже есть.
На коробке передач хотелось бы остановиться отдельно. На первый взгляд, это обычная АКПП с традиционным для современных автомобилей режимом Select. Пока пользуешься автоматическим режимом перемены передач, все обыденно, но как только переходишь в ручной — жизнь на бездорожье сразу же меняется к лучшему. Коробка позволяет трогаться с любой передачи, при переходе на задний ход и обратно сохраняется та передача, которая была выбрана до этого. За неделю наездили 3000 км. Свои впечатления от управления Jeep Wrangler могу описать как бесконечный восторг. Давно мне не попадался современный внедорожник, готовый к борьбе с настоящим бездорожьем.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: Игорь ГЕОРГИЕВСКИЙ, Оксана МИГУТИНА и автор
Обсудить на форуме