Лучше один раз увидеть

На Hyundai Santa Fe New — в Минск через Смоленск и Полоцк

Ах, Новый год! Как же это здорово!
Новогодние каникулы — время апельсинов и шампанского, ночной канонады фейерверков и счастливого ничегонеделания. А еще время пустых дорог.
И грех был бы этим не воспользоваться.

Когда жители России только готовились к новогодним праздникам, мы уже были на пути в Белоруссию... Почему мы выбрали именно это направление? Ответ прост: во-первых, Беларусь находится недалеко. Чтобы попасть туда, не надо совершать сумасшедшие автомобильные марш-броски или тратиться на дорогущие билеты. Во-вторых, здесь можно с комфортом обосноваться в отличной гостинице или как следует подкрепиться, затратив на это просто смешные по нашим меркам суммы. Нужны ли еще доводы? Все и так понятно.

Дорога через историю

Трасса, соединяющая столицы России и Белоруссии, имеет интересную особенность: по пути постоянно встречаются напоминания чуть ли не обо всех периодах непростой русской истории. Истории трагичной и величественной, пахнущей кровью, потом и дымом пожарищ. Сначала — музей танковой техники в Кубинке, потом — исток Москвы-реки, Бородинское поле... Так и добирались до Смоленска.

Смоленск — тоже уникальный и древний город. Здесь есть на что посмотреть! Как многие приграничные города России, в истории он всегда играл роль «щита». Именно под Смоленском затормозили свое наступление польские войска в Смутное время. Армия Наполеона потеряла здесь 20 000 своих солдат — благодаря этому отложилось наступление на Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной здесь впервые забуксовал немецкий блицкриг. Три месяца кровопролитных боев дали время для подготовки обороны на московском направлении. А еще здесь, под Ельней, родилась наша гвардия. Об оборонительном значении города нам напоминает Смоленская крепость, построенная еще во времена Бориса Годунова, Успенский собор, возведенный в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 годах. Смоленск создает впечатление слияния разных эпох, влияний, культур... Чтобы досконально изучить результат этого синтеза, нужно немало времени. Увы, у нас его не было. Нас ждал следующий город — Полоцк, находящийся уже за границей с Белоруссией, в Витебской области.

Может быть, мы напрасно миновали сам центр области — Витебск, — но Полоцк казался более интересной целью. Дело в том, что на протяжении многих лет эти два города боролись за титул административного центра. Этакие Москва и Петербург местного значения... В итоге все завершилось так же, как и в случае со столицей России. Полоцк остался «культурной столицей», а Витебск стал административным центром. Также Полоцк считается географическим центром Европы. (Гордые полочане не упустили возможности поставить монумент, посвященный этому факту.) Город небольшой, но ему есть что вспомнить. Здесь стоит один из трех Софийских соборов (два других — в Киеве и в Новгороде), располагается монастырь Евфросиньи Полоцкой, университет, построенный иезуитами, дом Петра Первого.

Еще можно сходить в краеведческий музей, музей книгопечатания, посмотреть на лежащий около Софийского собора Борисов камень (огромный валун с выбитыми на нем в XII веке надписями), на памятник кривичам — творение Александра Шатерника воплощает идею связи времен и поколений. В Полоцке есть несколько величественных напоминаний о советских воинах, освободивших город от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году. Есть часовня, увековечившая память о героях 1812 года. Другая часовня (по-белорусски — «каплица») посвящена памяти полочан, погибших в Афганистане. Более трехсот жителей Полоцка воевало «за речкой», и двадцати восьми из них суждено было вернуться на Родину на борту «Черного тюльпана». Но в жизни трагичное и смешное часто встречаются совсем рядом, и неподалеку от часовни расположился веселый памятник букве «у краткое». Между прочим, такой буквы нет ни в одном алфавите, кроме белорусского. А еще памятник может служить солнечными часами и вполне исправно показывает время суток.

Люди культурной столицы

Мы вряд ли смогли бы узнать и увидеть так много, если бы не помощь замечательного экскурсовода Надежды Владимировны Жук из компании «Семь дорог». Она рассказала нам об истории Полоцкого княжества, о житии Евфросиньи Полоцкой, о реставратореювелире Николае Кузьмиче, который воссоздал национальную святыню Белоруссии — крест Евфросиньи Полоцкой, об известных жителях города. А среди них был Франциск Скорина, первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и ученый-медик, закончивший жизнь садовником при чешском короле Фердинанде. Здесь жил Симеон Полоцкий — мыслитель и богослов. К его наставлениям прислушивались и сам царь Алексей Михайлович, и его дети. В Полоцке переплелась история Центральной и Восточной Европы, он полон тайн и атмосферы ожившей истории.

Мы были уже на полпути к столице Белоруссии, когда увидели указатель «Хатынь». Это слово стало нарицательным. Хатынь — символ геноцида белорусского народа. Здесь находится мемориальный комплекс, посвященный памяти не только жителей уничтоженной деревеньки, но и всех 2 230 000 граждан Белоруссии, погибших во время Великой Отечественной войны. Вдумайтесь в эту цифру... По переписи 39 года население Белоруссии составляло немногим более 9 миллионов. Но страшные жертвы не ожесточили национальный характер белорусов. Здесь все всегда доброжелательны.

Вот и Минск. Современный город, который все еще продолжает строиться, столица разрастается, ширится... После Великой Оте чественной ее фактически пришлось отстраивать заново. Шрамы стерли, но память осталась. Недаром на главной площади города стоит монумент павшим за Родину и горит Вечный огонь. Сегодняшний Минск прекрасен. Гостя из России поражает буквально все: стопроцентная безопасность на улицах, доброжелательность местных жителей, метро.

В Белоруссии повсюду встречаются машины с российскими номерами, но больше всего их, конечно же, около Мирского и Несвижского замков. Последний был центром одноименной «ординации» и резиденцией влиятельной семьи Радзивиллов. Во время Второй мировой этот памятник архитектуры практически не пострадал, хотя в Несвиже находился штаб немецкой танковой группы.

Кстати, все знают, что не бывает замков без легенд. Легенды эти любовно поддерживаются экскурсоводами, ведь они так здорово привлекают туристов! Одна из них гласит, что в новогоднюю ночь в стенах замка можно услышать лязг мечей, а затем продолжительный стон. Мы, конечно, ничего не слышали. Может, вам повезет?

Вот и закончилось наше новогоднее путешествие. Казалось бы, и маршрут получился совсем не длинным, немногим более 2000 км. Но сколько всего замечательного нам удалось увидеть, сколько нового довелось узнать! Вам завидно? Не надо завидовать. Просто садитесь в автомобиль, прокладывайте маршрут и отправляйтесь в путь, чтобы увидеть все своими глазами!


GPS-координаты маршрута

  • Смоленск Рeсторан «Смоленская крепость»
    N 54°47,4167'
    E 032°02,8500'
  • Полоцк Гостиничный комплекс «Славянский»
    N 55°29,102'
    E 028°46,637'
  • Полоцк Спасо-Евфросиньевский монастырь
    N 055°30,234'
    E 028°46,745'
  • Минск Троицкое предместье
    N 53°54,505'
    E 027°33,376'
  • Минск Магазин «Мясные деликатесы» Борисовского мясокомбината
    N 53°51,198''
    E 027°26,673'
  • Мирский замок
    N 53°27,0760'
    E 026°28,3736'
  • Несвижский замок
    N 53°13,3727'
    E 026°41,5043'

Где поесть
Попить чаю и кофе в пути лучше всего на оборудованных фирменных заправках. Если вы хотите подкрепиться чем-нибудь посерьезней, можно заехать в Смоленск и посетить ресторан «Старая крепость». Находится это заведение действительно в старой Смоленской крепости и славится отличной кухней и огромными порциями.

В Полоцке рекомендуем ресторан «Славянский», расположенный в одноименном комплексе. Тут, пожалуй, лучшая еда в городе.

В Минске можно найти рестораны на любой вкус. Мы посетили заведение национальной кухни «Талака». Любителям разливного пива рекомендую ресторан «У Франциска».

Где переночевать
За время путешествия ночлег нам понадобился дважды. Первая остановка — в Полоцке. Здесь прямо в центре города находится комплекс «Славянский», построенный в стиле «сталинский ампир». Советское прошлое чувствуется и в номерах, но ночь в двухкомнатном люксе стоит примерно 1200 российских рублей.

В Минске мы пошли по другому пути и подыскали для проживания частные апартаменты — это более интересный и подходящий по цене вариант. К тому же жили мы на проспекте Независимости, главной улице города, а значит, все достопримечательности города были в шаговой доступности. Найти подходящие частные апартаменты можно с помощью турагентства, например через минскую фирму «Дитриб».

Что посмотреть
Смоленскую крепость — уникальный памятник архитектуры, сыгравший немалое значение в русской истории. Кафедральный собор и Соборную гору в Смоленске.

В Полоцке — Софийский собор и монастырь Евфросиньи Полоцкой, знак отмечающий географический центр Европы, и монумент букве «Ў».

Минск, как столица, изобилует культурными ценностями. Пожалуй, из особо выдающихся можно назвать Кафедральный собор Святого Духа, перестроенный когда-то из католического костела, Троицкое предместье с застройкой XIX столетия и, возможно, ратушу, построенную по образцу XVIII века.

Дорога
Общая протяженность маршрута составила чуть более 2000 км. Трасса Москва — Минск достаточно удобна для поездок, покрытие вполне сносное. Стоит обратить внимание на участок при выезде из Москвы (в районе Одинцово — Лесной Городок). Там ведутся ремонтные работы и нередко случаются ДТП. Во всяком случае аварии мы видели и по дороге в Белоруссию, и на обратном пути. Дальше все работы закончены, трасса сдана. Сделано все добротно и по европейским стандартам: трехполосная магистраль с освещением, ехать легко и приятно. После Алабина полос остается только две. Дорога пересекает множество населенных пунктов с ограничением скорости 60, а кое-где и 40 км/ч. Количество полицейских радаров не поддается подсчету, камер тоже хватает, но их значительно меньше. Обратите внимание на стационарные посты ГИБДД на 140-м и 160-м км. В Белоруссии дороги содержатся в прекрасном состоянии. Из недостатков покрытия изредка встречается небольшая колейность. Скоростное ограничение — 120 км/ч, дороги почти не проходят через населенные пункты, стационарных постов дорожной инспекции нет. На пути из Минска сначала лучше ехать в Мир, а потом — в Несвиж, при условии если вы после этих экскурсий планируете возвращаться в Минск.


Неэкстремал

Hyundai Santa Fe New
Силовой агрегат 2,4 л, 175 л.с, 6 АТ, 4WD
Шины Bridgestone 235/65 R17, шипы
Комплектация Family

Корейские производители всегда щеголяют очень высокой оснащенностью своих машин по сравнению с конкурентами. В этом аспекте новый «Санта» — достойный продолжатель традиций своего предшественника, к тому же может принять на борт семь пассажиров. К эргономике водительского места — никаких претензий. Не забыты и задние пассажиры: кресла второго ряда можно перемещать в продольном направлении и менять угол наклона их спинок. Для пущего комфорта предусмотрено множество опций. В багажник свободно поместится пара чемоданов, несколько сумок и еще останется место для всякой мелочи.

АКПП отличается неплохой плавностью переключения скоростей, но все же слишком «задумчива». На трассе новый Santa Fe хорошо держит траекторию и не утомляет водителя. Планируя свое путешествие, учтите, что дорожный просвет у новой машины меньше, чем у предшествующей модели. По расходу топлива можно отметить, что он составлял от 12,2 л/100 км по трассе и доходил до 13,4 литров на «сотню» при езде по городу.

В целом новый Santa Fe с его безопасностью, комфортом и вместительностью — удачная машина для путешествия, если, конечно, в его определении отсутствует слово «экстремальный».


текст/фото: Сергей КОСОРУКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты